Добро пожаловать!

Сайт студент-строитель рассчитан на широкую аудиторию читателей и поэтому подойдет не только для студентов, но и для тех людей, которые интересуются строительством в профессиональных целях!

Студент-строитель – сайт для решения строительных проблем!

Язвенная коррозия


Данный вид коррозии протекает обычно совместно со сплошной коррозией, усиливая поражение металла. Язвенная коррозия характерна для разрушения металлов в воде и влажных грунтах, т.е. в электролитах.

Механизм язвенной коррозии обусловлен неоднородностью поверхности металла и наличием выступов шероховатости. Из-за этого вся поверхность металла разбивается на ряд хаотично чередующихся анодных (А) и катодных (К) зон (рис. 1). Обычно анодными зонами являются выступы шероховатости или границы кристаллов, а также дефекты кристаллического строения металла. В зонах протекают следующие процессы:

— в анодной идет растворение металла в воде

Ft ? Fe2+ + 2e-.

Ионы Fe2+ переходят в воду, а электроны остаются в толще металла. В результате бывшая раньше нейтральной поверхность трубы приобретает отрицательный заряд (потенциал). Этот процесс называется поляризацией металла. Если заряд не снимать, то достигнув значения около -(0,7-0,8) В по нормальному водородному электроду, коррозия прекращается. Это связано с действием электростатических сил, не позволяющих ионам железа покидать поверхность металла. Однако, в катодной зоне идет процесс, способствующий снижению заряда (деполяризация): 

Рис.1. Схема развития язвенной коррозии.

— в катодной зоне протекает процесс деполяризация металла растворенным в воде кислородом (кислородная деполяризация)

О2 + 4е- + 2Н2О ? 4ОН-

Если же среда кислая или в ней отсутствует растворенный кислород, то деполяризация осуществляется ионами водорода, всегда присутствующего в воде из-за диссоциации

2Н+ +2е- ?Н2? (водородная деполяризация)

В нейтральной среде концентрация ионов водорода очень мала, поэтому скорость коррозии с водородной деполяризацией обычно значительно меньше скорости коррозии в присутствии кислорода. Чем выше скорость коррозии, тем ближе потенциал металла к нулю.

В агрессивной зоне в результате растворения металла образуется выемка – язва. Если она сосредоточена на малой площади, то образуется узкая глубокая язва (ПИТТИНГ). Язву прошедшую насквозь через стенку называют свищем. На границе зон продукты анодной и катодной реакции встречаются и образую гидроксид железа

Fe2+ + 2ОН- ? Fe(ОН)2 ?

Гидроксид Fe(ОН)2 растворяется в воде кислородом окисляется частично до Fe(ОН)3, а частично теряет воду и превращается в оксид железа FeО. Гидроксид Fe(ОН)3 также теряет частично воду и образует FeООН, а также

Fe2О3 и Fe3О4. Все продукты коррозии осаждаются на границе зон и образуют бугорок, который состоит из смеси различных оксидов и гидроксидов. Гладкая ранее поверхность металла покрывается бугорковыми отложениями, высота которых может достигать 15 – 25 мм. Это резко увеличивает гидравлическое сопротивление трубопровода. Аналогично протекает коррозия грунта, только скорость его коррозии меньше, чем у стали.

Установлено, что чем выше содержание в стали добавок хрома, молибдена и никеля, а также чем меньше в ней углерода, тем выше сопротивляемость язвенной коррозии. Стойкость к язвенной коррозии возрастает и при улучшении однородности стали путем термообработки. Повышение температуры и содержания в воде хлоридов и сульфатов усиливает язвенную коррозию. Снижение скорости течения также увеличивает количество и глубину язв.

Алюминий, медь, никель, титан, хром и молибден менее склонны к язвенной коррозии.

Язвенная коррозия характерна для нейтральных водных сред (вода водопровода, системы отопления, коррозия в мокрых грунтах).

Язвенную коррозию оценивают количеством и глубиной язв на единице площади поверхности металла или единице длины трубопровода. Иногда, ее оценивают количеством свищей на 100 погонных метров трубопровода.

Язвенная коррозия – статья на сайте “студент-строитель.ру”

Городское строительство и хозяйство