Городской пассажирский транспорт (ГПТ)
Городской пассажирский транспорт (ГПТ), в зависимости от вместимости транспортных средств подразделяется на следующие виды:
а) массовый – выполняющий основную часть перевозок с вместимостью более 5 человек, это автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен, городские железные дороги и т.п.;
б) индивидуальный – это автомобили, мотоциклы и мотороллеры с вместимостью до 5 человек.
В зависимости от организации движения различают маршрутизированный транспорт (имеется заданный маршрут с фиксированными остановками) и транспорт с перевозками “от двери до двери” (такси, личный и ведомственный транспорт).
По характеру путевых устройств городской пассажирский транспорт бывает рельсовым и безрельсовым.
По расположению относительно городской территории транспорт бывает уличный (движение по городским улицам) и внеуличный (под землей, на эстакадах и на специально выделенных территориях, в т.ч. по воде).
В зависимости от скорости перевозки пассажира, транспорт подразделяют на обычный, экспрессный, скоростной и сверхскоростной. Все виды городского пассажирского транспорта характеризуют следующие основные показатели:
а) вместимость подвижного состава – число мест для сидящих пассажиров и стоящих на свободной площади салона из расчета 4,5 пассажира на 1 м2 пола – (Q);
б) пропускная способность линий транспорта – максимальное число транспортных единиц или поездов, которое может быть пропущено по одной полосе движения или рельсовому пути в течение 1 часа в одну сторону – (N);
в) провозная способность – наибольшее число пассажиров, которое может быть перевезено за 1 час в одном направлении, по одной линии – (Р):
P = Q · N.
Различают низкую (до 5 тысяч пассажиров в час), малую (5-15 тысяч), среднюю (15-30 тысяч) и высокую (40-60 тысяч) провозную способность;
г) скорость сообщения – скорость, определяемая, как отношение пройденного транспортным средством пути к суммарной затрате времени на движение, стоянку у остановочных пунктов, на задержку у перекрестков и перед остановками и т.д. Скорости сообщения транспорта:
— обычного до 25 км/час
— экспрессного 25-35 км/час
— скоростного 35-50 км/час
— сверхскоростного более 50 км/час.
д) стоимость строительства и эксплуатации.
Городской грузовой транспорт по видам подвижного состава подразделяется на две группы – общего назначения и специализированный (более 60%), а по характеру путевого устройства – на рельсовый, безрельсовый, трубопроводный и канатный, в зависимости от расположения – на уличный и внеуличный. Основной показатель работы – себестоимость перевозки
Городской пассажирский транспорт (ГПТ) – статья на сайте “студент-строитель.ру”